- буксование
буксова́ние, взаимодействие колеса или гусеницы трактора с опорной поверхностью, сопровождающееся снижением скорости поступательного перемещения, изменением тягово-сцепных качеств, обусловленных различными характеристиками опорной поверхности и тягового сопротивления.
Значения Б. (δ) меняются в пределах 0<δ<1. Действительная скорость Vд поступательного перемещения оси колеса (ведущей звёздочки):
Vд = rω(l-δ),
где r радиус колеса; ω угловая скорость. При δ = 0 Vд = rω = Vт, где Vт теоретическая скорость поступательного перемещения; при δ = 1 Vд = 0, то есть происходит вращение колёс (движение гусениц), не сопровождающееся поступательным перемещением трактора. При Б. разрушается структура почвы и нарушаются связи между её частицами, что приводит к увеличению глубины погружения колеса (гусеницы) и к дополнительным затратам энергии на образование колеи. Чем меньше прочность грунта, тем интенсивнее происходит этот процесс.
Эластичное колесо или гусеница для повышения сцепления с грунтом оснащается грунтозацепами; при этом взаимодействие движителя с грунтом можно рассматривать как проявление действия трёх сил: трения между опорной поверхностью и грунтом, сдвига при упоре грунтозацепов и среза грунтового «кирпича» боковыми гранями грунтозацепов. На поверхностях с твёрдым покрытием проявляются преимущественно силы трения. На деформируемой поверхности грунтозацепы движителя сдвигают и срезают грунт в направлении, обратном движению. Упор грунтозацепов, сдвиг и срез грунтовых «кирпичей» возможен только при полном использовании сил трения, то есть когда есть Б. движителя. Теоретически реализация ведущего момента должна сопровождаться Б., в результате чего движитель как бы перемещается назад на некоторое расстояние. В этом заключаются физическая сущность Б. движителей и основная причина снижения поступательной скорости машины. Касательная сила тяги движителя возрастает с ростом Б. до определенного значения, после чего происходит её снижение. Максимальная касательная сила тяги эластичного колеса (шины) достигается при значении Б., равном 0,150,20 (1520%) на твёрдой опорной поверхности, 0,220,24 (2224%) на деформируемой и свыше 0,3 (30%) для фона «поле под посев». Б. свыше 0,3 существенно ухудшает показатели работы агрегата и приводит к недопустимому разрушению структуры почвы. Контроль Б. движителей и поддержание значения Б. в оптимальных пределах необходимы для снижения вредного воздействия машинно-тракторных агрегатов на почву и повышения эффективности их работы. Измерение действительной скорости поступательного движения с помощью радарных средств основано на использовании эффекта Допплера, что находит применение в сельскохозяйственном производстве.
Литература:
Ксеневич И. П., Тарасик В. П., Системы автоматического управления ступенчатыми трансмиссиями тракторов, М., 1979;
Вонг Дж. Теория наземных транспортных средств, М., 1982.
Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. К. Месяц (главный редактор) и др. . 1998.